Меню сайта
Все наши новости:

Facebook

Математика


МатематикаМатематика – один из основных предметов в Центре адаптации. По количеству часов за время обучения, по строгости и требовательности с ней не может соперничать никакой другой предмет. Ну, не будешь ты знать, какие отряды червей бывают, велика беда… А не научишься умножать или дроби складывать, или уравнения решать, или вектор на скаляр – и все, пиши пропало. Шансов быть в теме по физике, химии, информатике будет существенно меньше.

И, надо еще сказать, предмет скучный. Не жизненный. Пять землекопов за пять часов… Логарифм от синуса в квадрате… Оно, конечно, для избранных много значит, и кто-то даже умудряется получать удовольствие, выписывая формулу на три листа. Но на взгляд со стороны – бабочки куда увлекательнее. Бабочки хоть в жизни встречаются, кислота на вкус кислая, магниты притягиваются, и Париж тоже, может, когда увидеть придется. А вам когда-нибудь в жизни приходилось искать диагональ прямоугольника? Я уже не спрашиваю, когда вы последний раз видели дробно-рациональное выражение…

В ситуации урока в школе даже нельзя себе представить, что в классе будут все дети одного – ну хоть приблизительно – уровня развития и знаний по математике. Выходит, на уроке будут учить не всех. И даже не самую многочисленную группу – будут учить тех, кого учить легче. Тех, кому легче дается один на всех курс преподавания. А остальные будут аутсайдерами. Не может же учитель отдельно с каждым разбираться! И действительно не может.

Но для детей школа – не игрушка. Все дети хотят учиться. И не только потому, что учитель хороший или интересно. Хотят из-за самого положения школы. Все дети ходят в школу, все дети должны учиться, дети должны учиться хорошо – это общепринятая догма. Поэтому ситуация, когда «я не знаю, не могу» – это больно, это нестерпимо. Тем более, что в нашей школьной традиции не принято оправдывать детей, которые не в состоянии справится со школьной программой, какие бы реальные причины ни мешали им заниматься, – им ставят плохие отметки, приклеивают ярлык «отстающий».

Уважительное, серьезное отношение к школе – главная причина детских школьных неудач. Страх оказаться за бортом школьного курса становится страхом быть плохим ребенком – не плохим в математике или в русском, а вообще плохим. Страх неудачи, страх оказаться плохим – вот главный мотив, побуждающий детей уклоняться от учебы. Одна из главных целей наших занятий – психологический комфорт и чувство безопасности учеников. Самое главное – убедить ребенка, что он достойный человек, независимо от его школьных успехов. Это ребенок усваивает, когда видит, что его удачи и неудачи не меняют отношение к нему его учителя. Впрочем, для учителя это сложная задача – мы все привыкли к другому.

Дети, которые приходят в Центр адаптации, могут быть очень разного уровня подготовки. Некоторые из них, самые успешные – талантливые дети, хорошо успевающие в школе, но из-за тяжелых семейных и социальных проблем лишенные возможности интенсивно заниматься интересующими их предметами, готовиться к поступлению в вуз. Методика работы с такими детьми известна – наши учителя сами готовились сдавать вступительные экзамены по математике.

Другие ощутимо отстают от школьной программы, но это отставание можно преодолеть. Работа с такими детьми требует от учителя специальных усилий. Приходится разбираться, как рассказывали тему в школе, что из школьных объяснений ребенок понял. В основном школьные «знания» состоят из плохо заученных определений и теорем. Для каждого ребенка надо отдельно придумывать объяснения, которые будут понятны. При этом новые знания должны не перечеркивать то, что ребенок пытался понять в школе, а помогать с этим разобраться.

Однако к нам приходят и дети, для которых освоение школьной программы проблематично. Такие ученики больше всего находятся в плену страха неудачи. Ребенку, в 9-ом классе не умеющему складывать дроби, да и вообще 1/3 от 3/1 не отличающему, трудно сосредоточится на чем-то, кроме попытки скрыть свое незнание. Ребенок будет тратить всю свою изобретательность на попытки по взгляду учителя угадать ответ.

В работе с таким ребенком главное – его расслабить, убедить, что он не какой-то особенный, что его незнание простительно. Убедить его в том, что он не «конченый» случай, что учитель смотрит с оптимизмом на будущие занятия и на его успехи. Приходится держать в голове, что ученик смотрит на учителя предвзято, ожидая от него осуждения, к которому он привык за годы учебы. Поэтому недостаточно просто не ругать ребенка за промахи, необходимо демонстрировать свое дружелюбное отношение к ученику.

Очень важно понимать, какие задания давать ребенку. Хорошее задание – это задание, про которое не только учитель понимает, что оно для ребенка посильно. Важно, чтобы сам ученик с первого взгляда был уверен – у него получится. Это позволит ему не бояться задания, не тратить силы на преодоления страха перед неудачей. Хорошо построенный урок обязательно вызывает даже у самого слабого ученика радость. А протест против занятий, несомненно, провоцируются страхом неудачи, опасением осуждения со стороны учителя. Поэтому успех или неудачу уроков мы измеряем по удовольствию или протесту, которые у ребенка вызывают занятия, а академический прогресс не всегда рассматриваем в качестве приоритетной цели.

Хорошее задание, конечно, не должно быть слишком простым – ребенку будет скучно, не будет гордости за собственное усилие и успех. Ребенок должен подумать, напрячься, но при этом уверенно решить. Подобрать такую задачу – это искусство, и это получается далеко не всегда. Выручает возможность подсказывать по ходу решения. Просто рассказывая ребенку решение, дела не поправить – все равно, скорее всего, не запомнит и уж точно удовольствия от решения не получит. Надо не решать задачу за него, а упрощать ее решение.

Для этого есть два способа. Во-первых, можно разделить задачу на шаги, подсказывать правильную последовательность шагов и следить за тем, чтобы результаты предыдущих шагов правильно использовались в дальнейшем. Во-вторых, если на каком-то из шагов ребенок не знает, что дальше делать, какую надо применить теорему или какую процедуру выполнить, можно предложить на выбор несколько вариантов. Это оставляет пространство для размышления, но и упрощает дело. Если вариантов немного, и ребенок все-таки не может сосредоточиться, не видит, какой вариант подходит, можно попросить его для каждого предложенного варианта обосновать, почему он не подходит. В процессе обоснования подходящая теорема, скорее всего, найдется.

Часто учитель сталкивается с тем, что ученик просит рассказать какую-то другую тему. Казалось бы – большой успех, ребенка что-то заинтересовало, он достаточно доверяет учителю, чтобы не бояться узнать что-то новое, да и еще по своей собственной инициативе.

Важно понять, что на самом деле движет ребенком. Это может быть завуалированная просьба помочь с курсом математики в школе. Интерес может и не быть связан со школой. В этом случае важно понять, не пытается ли ученик избежать тем самым текущих занятий. Если пытается, это важный сигнал учителю – надо делать уроки проще и радостнее, более успешными для ученика.

В любом случае, самостоятельный интерес ученика – большая ценность, и грех не потратить время, не развлечь ученика, коли сам просит. Важно только не сильно отклониться от плана текущих занятий, чтобы не сбить ребенка и не запутать его. Лучше всего рассказывать внеплановые вещи на перемене, или, если вопрос в перемену не уложится, отложить его на то время, когда будет закончена текущая тема.

Еще одна сложность подстерегает учителя при выборе темы занятий. Часто хочется помочь ученику преодолеть сложности учебы в общеобразовательной школе, и учитель начинает объяснять то, что ученик одновременно проходит в основной школе. Скорее всего, это приведет к путанице. Одним из удачных приемов может оказаться тема, которую его ученик будет проходить в основной школе еще не скоро – математика позволяет многие темы рассказывать значительно раньше, чем это предусмотрено школьной программой. И ученику будет приятно видеть, что он решает некоторые задачи из учебника на класс или два старше его.


Сбор средств
Поддержите работу центра

На оплату помещения, еду, проездные для детей ежемесячно необходимо около 30 000 руб. Спасибо вам за любую помощь!

Комитет "Гражданское содействие" © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz